Актуальность проблемы. Венозный тромбоэмболизм одна из актуальных тем современной медицины. Одним из важнейших аспектов этой проблемы является установление механизмов формирования флотирующих и эмбологенных тромбов в венах. Цель исследования: улучшение диагностики эмбологенных флотирующих тромбов нижних конечностей, поиск гемодинамического механизма эмбологенности. Материалы и методы: В исследование включены 10 пациентов с распространённым тромбозом глубоких вен левой нижней конечности и флотирующей верхушкой в общей бедренной и наружной подвздошной венах, которые находились на стационарном обследовании и лечении в клинике факультетской хирургии ВолгГМУ за последние два года. Из них: 8 женщин и 2 мужчин трудоспособного возраста. Средняя длительность тромбоза от начала заболевания до поступления в стационар 6,4±0,7 сут. Всем выполнено цветное дуплексное сканирование (ЦДС) в положении лёжа на сканере SonoScape S20Exp. с использованием конвексного датчика 3,5 МГц и линейных датчиков с частотой 5 МГц и 7,5 МГц. У 8 пациентов флотирующий тромб находился в общей бедренной вене, у 2 в наружной подвздошной вене. С помощью ЦДС оценивали структуру потока, направление вращения и скоростные параметры. Все больные оперированы - тромбэктомия с выделением и интраоперационным топографоананатомическим обследованием общей бедренной вены (ОБВ), большой подкожной вены (БПВ), глубокой вены бедра (ГВБ) и наружной подвздошной вены (НарПВ). Результаты и обсуждение. Скорость потока по БПВ при тромбозе бедренной вены (БВ) увеличивается в 5-6 раз. Но в общей бедренной вене при флотирующем тромбе выше впадения БПВ скорость, в связи с уменьшением площади сечения вены (S вены – S тромба), возрастает ещё больше (по закону Бернулли: чем меньше сечение, тем больше скорость), т.е. чем толще флотирующий тромб (его диаметр), тем больше скорость кровотока вокруг него. Большая скорость способствует вымыванию форменных элементов из него, что приводит к изъеденности контура флотирующей верхушки тромба по данным УЗАС. Вторым важным фактором гемодинамики является скачкообразное изменение кровотока в ОБВ. Третий момент - при длине флотирующей верхушки более 4 см обнаружена по данным УЗАС компрессия её по оси при закрытых клапанах БПВ и ГВБ – симптом «пружины». Большая подвижность флотирующей верхушки наблюдается при соотношении диаметров ОБВ к толщине флотирующего тромба как 3:1 и более. Четвёртый момент, наиболее важный, - впервые при ЦДС выявлена закрутка кровотока вокруг флотирующей верхушки тромба по часовой стрелке, которая совпадает с её вытягиванием. Безусловно, это один из важнейших факторов эмбологенности, особенно при изъеденности контура флотирующей верхушки, что даёт повышенное сцепление потока крови с поверхность тромба. При таком сочетании винтовой поток приводит к закручиванию флотирующей верхушки, что наблюдали у 2 пациенток. Этот факт особенно опасен при сложной её форме (при наличии узких мест, перетяжках, булавовидной форме и т.п.). Центральное расположение флотирующего тромба определяется спиральным потоком крови вокруг него. Возвратно-поступательные движения верхушки флотирующего тромба в подвздошно-бедренном сегменте являются основными. Роль поперечной флотации незначительна из-за стабилизирующего свойства винтового потока, который центрирует флотирующую верхушку по оси. В ОБВ существуют два вида флотирующих тромбов, значительно различающихся по гемодинамике: один до места впадения БПВ, второй – когда флотирующая верхушка располагается выше впадения БПВ. Именно второй вариант является наиболее эмбологенным. Выводы: гемодинамические факторы, особенно структура потока, играют ведущую роль в формировании флотирующей верхушки тромба и его эмбологенности. Полученные результаты приближают нас к пониманию механизма эмбологенности флотирующей верхушки, говорят о его отрывном характере.