Цель исследования - проведение мониторинга и оценка уровня организации мер социальной защищенности хирургических пациентов (СЗП) в Узловой больнице на ст. Владикавказ ОАО “РЖД” (УБ). Материал и методы. Анкетирование осуществлялось непрерывно с ежеквартальным, полугодовым, годовым анализом результатов в рамках врачебной комиссии. С соблюдением принципов проведения популяционных исследований была разработана анкета для пациента, включающая 26 вопросов. Всего опрошено 168 респондентов, прошедших стационарное лечение в 2014 г. Результаты. Женщины составили подавляющее большинство – 82%, так же как и трудоспособное населения – 81,6%. 73% пациентов были городскими жителями. 95% обратились в лечебное учреждение для лечения, а остальные для обследования. Важным социальным показателем функционирования УБ является то, что 86,9% респондентов не пришлось испытывать затруднения при госпитализации. Чуть более процента из опрошенных (1,2%) оценили свои проблемы при госпитализации как существенные. Недовольство качеством обслуживания в различных подразделениях УБ выразили малое количество респондентов. Так работой регистратуре были не довольны 3%, приемным покоем и врачом поликлиники – по 1%. В целом по больнице 3% пациентов не были ознакомлены с правилами внутреннего распорядка. 96,4% респондентов указали, что были проинформированы о своих правах и обязанностях надлежащим образом. В результате анкетирования 3,6% респондентов не подтвердили факта письменного оформления информированного согласия. 97,6% опрошенных указали, что имели возможность задать любые вопросы лечащему врачу, 0,6% – не имели и 1,8% имели не в полном объёме. Среди наших пациентов полную удовлетворённость обеспечением медикаментов за счёт страховых компаний подтвердили 92,3%, частично удовлетворёнными были 4,7%, неудовлетворенными – всего 0,6% и затруднились ответить – 1,8%. Удовлетворённость доступностью диагностического комплекса в больнице отметили 84% пациентов, остальным 16% пришлось оплачивать дополнительные обследования, что для территориальных лечебных учреждений в нашем регионе является вполне приличным показателем, особенно с учетом того, что наше учреждение не является многокоечным и оснащено строго в соответствии со спектром определенных учредителем лечебно-диагностических задач. При оценке в целом своего отношения к нашей больнице 79,1% опрошенных оценила её на 5 баллов, 13,7% – на 4 балла, 3,6% – на 3 балла, а оценки в 1 и 2 балла не было вовсе, что внушает оптимизм при оценке качества предоставления медицинских услуг. В итоге: 99,4% респондентов оказались удовлетворенными качеством работы всего персонала больницы и лишь 0,6% - не были удовлетворены. В отделениях этот показатель колебался от 96% до 100%. Отношением лечащих врачей были удовлетворены 98,2%, медицинских сестер – 100%. Качеством проводимой уборки младшим персоналом остались довольны 98,2% респондентов. На завершающий вопрос анкеты: “Хотите ли Вы получить помощь в нашей больнице в будущем?”, 97% респондентов ответили утвердительно и лишь 3% не намерены обращаться в наше лечебное учреждение. Главные выводы, предложения по совершенствованию системы и мероприятия по устранению недостатков, были доведены до сведения коллектива УБ. Выводы. Среди индикаторов СЗП выделяются: свобода выбора врача и медицинского учреждения, отношение системы здравоохранения к людям с точки зрения уважения их достоинства, внимание к личностным потребностям пациентов и соблюдение принципов конфиденциальности, высокое качество бытовых удобств для пациентов, участие пациентов в процессе принятия решений, ясность общения с медицинским персоналом и достаточность времени для уточнения неясных вопросов. Хорошо спланированное и организованное анонимное анкетирование пациентов является высокоэффективным средством мониторинга удовлетворенности уровнем организации мер СЗП. В результате проведения популяционных исследований выявляются скрытые дефекты качества оказания медицинской помощи. Адекватные меры целевого устранения недостатков организации СЗП являются единственным возможным способом управления современным лечебным учреждением.